воскресенье, 16 февраля 2025 г.

#87. Андрей ТАРКОВСКИЙ. С духом гениального режиссёра беседует его коллега

 #87. Андрей ТАРКОВСКИЙ. С духом гениального режиссёра беседует его коллега. Спонсорская конференция..mp3

https://www.youtube.com/watch?v=s2KiJ2bGKhQ

Этот текст представляет собой запись беседы с духом известного советского режиссера Андрея Тарковского, проведенную через медиума. В беседе участвуют несколько человек, включая режиссера Ольгу Янаеву, которая задает вопросы Тарковскому о его жизни, творчестве и духовном опыте. Тарковский рассказывает о своих фильмах, таких как "Андрей Рублев", "Солярис", "Сталкер", "Зеркало" и других, а также делится своими мыслями о миссии искусства, духовности и своем месте в мире.

Основные темы беседы:

Творчество и миссия: Тарковский объясняет, что его главной задачей было донести до людей "коды Творца" через свои фильмы, чтобы помочь им раскрыть свою душу и встретиться с самими собой.

Фильмы и их значение: Он подробно рассказывает о создании своих фильмов, их философском и духовном смысле, а также о трудностях, с которыми он сталкивался при их создании в условиях советской цензуры.

Духовный мир: Тарковский описывает свой опыт в духовном мире, уровень своего духа (24-й уровень, наивысший из известных), а также свои прошлые воплощения, включая жизнь на другой планете, связанной с музыкой и светом.

Влияние и наследие: Он говорит о влиянии своих фильмов на зрителей и других режиссеров, таких как Ларс фон Триер, а также о своем желании продолжать вдохновлять людей через искусство.

Война и человечество: Тарковский выражает свое отношение к войне, особенно к конфликту между Россией и Украиной, подчеркивая бессмысленность войны и важность сохранения человечности.

Советы молодым режиссерам: Он дает советы Ольге Янаевой и другим режиссерам, как работать с водой, светом и музыкой в фильмах, чтобы передать глубину и духовность.

Беседа завершается словами Тарковского о важности быть честным с самим собой, следовать своему внутреннему голосу и не поддаваться внешним препятствиям. Он также выражает благодарность всем участникам беседы и зрителям за возможность поделиться своими мыслями и опытом.

Этот текст представляет собой уникальный взгляд на творчество и духовные поиски одного из величайших режиссеров в истории кино, а также его размышления о жизни, искусстве и человеческой душе.

https://riverside.fm/transcription

Дело в том, что происходит вот эта беседа по инициативе, ну, в общем-то, коллеги Андрея Тарковского. Я хочу представить Ольгу Янаеву. Здравствуйте, Оля. Здравствуйте, Владимир Маринович. Да, и заодно, конечно же, здравствуйте, Марина, наш прекрасный контактер, без которого, без которой сегодняшняя беседа была бы совершенно невозможна. Привет, Марина. Приветствую, Владимир, и приветствую, дорогая Ольга. Ну и несколько слов хочу сказать об Оле, чтобы вы поняли, что сегодняшнюю беседу вот будет вести человек, который ну полностью в теме, и мы еще, может быть, и поймем, почему такое было. Я об этом спрошу. Оля, желание эту конференцию провести. потому что Ольга Янаева, режиссер, сценарист, драматургия, писатель, она выпускница Гитиса, музыкант, художник, она получила тоже, у нее тоже есть свои награды, в том числе это был и Оскар, в ассоциированной в Канаде организации с Оскаром за сценарий. Затем был в Лос-Анджелесе тоже приз, ассоциированный с Оскаром за независимый фильм, краткометражный, первое место в Турции, она финалист фестиваля в Японии. Там еще был один фильм, возможно она об этом скажет подробнее. Ну, там целый ряд еще, значит, наград и достижений у Ольги, но сегодня у нас тут-таки конференция о Старковским, поэтому много времени этому уделять не будем. И сейчас я... То есть вы просто понимаете, что тут находится человек, который в полной мере, он не просто, значит, интересующийся, вот не просто интересующийся, а полный профессионал в области кинематографа со своими достижениями. Ну а сейчас я хочу поприветствовать дух... Андрея Арсеньевича Тарковского и поблагодарит за возможность побеседовать. Здравствуйте, уважаемый Андрей Арсеньевич. Да, добрый день, я приветствую всех участников нашей конференции. Уважаемый Андрей Арсеньевич, скажите, пожалуйста, всегда вот первый вопрос, как лучше обращаться? Ну вот, Андрей Арсеньевич, Андрей или как-то еще на ты или на вы? Можешь на ты, можешь Андрей Арсеньевич. Понятно, то есть лучше все-таки с участием, правильно? Ну, предпочтительно, но, говорит, если сложно, ты можешь говорить Андрей. То есть что на западе мне называли Андрей, в Советском Союзе Андрей Арсений. Значит совместим. Мы совместим запад с Советским Союзом и уже будем стараться. Хорошо. Перед тем как мы перейдем к вопросам интереснейшим, которые есть у Ольги, профессиональные глубокие вопросы, я хочу задать наши так называемые базовые вопросы, чтобы мы уже поняли фундаментальную часть нашей беседы и дальше от этого шли. Итак, уважаемый Андрей Арсений, так а на каком уровне сейчас находится ваш дух, вот собственно та часть духа или дух, с которым мы сейчас общаемся. По известной нам шкале, да, духовного мира. По той известной вам шкале, но о 24. Ну вот, друзья, я этого ничего не знал. И теперь, когда мы получаем такую информацию, лучше становится понятно, как вести дальнейшую беседу. Кто вдруг случайно тоже не знает. 24-й уровень – это наивысший уровень из тех, которые нам известны. Там дальше еще бесконечное количество уровень, но мы уже их не можем выше дифференцировать, и мы считаем этот уровень поэтому наивысшим из той градации, которая у нас на сегодня есть. Так что вот уже, значит, есть какая-то… очень важная базовая информация. Хорошо, ну давайте тогда... Уже сразу стало так светло. Давайте, значит, видите, прямо света больше добавилась у Ольги. Кстати, Ольги, там может быть не идеально со звуком, где она находится. За это извините, но будем стараться. Неожиданность, да. Да, неожиданность. Для меня, ну не знаю, для меня не то что неожиданность, а просто приятно. Хорошо, ну давайте мы теперь еще выясним некоторые детали. Уважаемый Андрей Арсенийич, скажите, пожалуйста, тогда, а с какого уровня вы пришли? Дух пришел в жизнь Тарковского? 21-го. Так, пришел с 21-го, значит, вышел на 24-й. В плане на ту жизнь и был выход на самые высокие из известных нам уровней? Да. Ну, можно было ограничиться по вашей шкале 23-й, но Дух вышел на 24-й. То есть можно тогда считать, что задачи воплощения были полностью выполнены или даже перевыполнены? Выполнены. выполнены. Ну вот, вот счастливый случай. Да, он говорит, если бы они были перевыполнены, я бы еще прожил некоторое время и еще бы снял некоторые картины. Я просто этого не успела сделать. То есть они были задачей не перевыполнены, но выполнены? Да. Понятно. Ну хорошо, а какое было, чтобы мы поняли, что было выполнено, какая была главная цель воплощения задачи? Главное цель воплощения было донести коды Творца до душ людей, которые в тот момент были закрыты от принятия. Через творчество я доносила до людей их же свет души. Они встречались к лицу своей сутью, со своей душой. И этим они обогащались и раскрывались себя из своих сердца. Это основная миссия, которую я успешно выполню. Ну, мне даже абсолютно нечего добавить и комментировать, кроме того, что теперь мы лучше понимаем, так бы расшифровано всё то, что несли все фильмы Тарковского. И в этом вот сейчас вот я услышал, даже нет сомнений, что это именно так и было. Теперь совершенно понятно. Хорошо, ну ещё кое-что хотел бы выяснить. Так, а какое было воплощение перед жизнью Тарковского, с которого произошёл выход на 21-й уровень? Это была не земная жизнь, это была жизнь. гуманоид, но она была на другой планете, и это тоже связано с творчеством, но больше с музыкой. Такая музыка, как-то вот по свету, потому что на той планете она неизвестна, не на слуху у нас. Однако эта планета существует, там живут гуманоиды, они... Они высокие, оранжевые. Оранжевые в смысле, что у них рыжие волосы и такая кожа... Ну вот как загорелая что ли, вот такая ярко загорела, да, как оранжевый чуть-чуть принолышенный. Вот, они входят в систему Лиры сейчас, на данный момент. И... Это было последнее воплощение, и у них много оттенков света, не так, как у нас, а намного больше. И у них музыка связана со светом, то есть световая музыка, как он говорит, и я был композитор. О, вот как. Так интересно, это произошел выход на 21 уровень, а потом с 21 уже воплощение тела личности, которую мы знаем под именем Андрея Тарковский. Хорошо. Ну и еще вопрос. А были ли воплощения какие-то известные нам на Земле? Какие-то исторические личности до всего этого? Были. Ну, например, наверное, не так много на самом деле у него было воплощений на земле. Но вот одна, которая очень известна и только поймет, с чем это все связано, это воплощение известного художника Брейгер. Понятно. Да. Понятно. Это не было. Благодарю. Ещё какие-то были, кроме этого, о которых мы знаем? Наверное, из тех, что вы знаете, наверное, это было бы самое известное. Были другие воплощения, они тоже связаны с творчеством, но они, возможно, не дошли до нашего времени, потому что это были... где-то придворные поплощения, ну, в смысле, придворные композиторы, художники, которые не оставили такой яркий след. Все понятно, ну в целом понятно. А я вот еще такую тоже наш вопрос задам. А сколько было вообще всего воплощений в тонкоматериальных или вплотноматериальных телах в нашем проявленном цикле, в нашей Маннвантере? 1.3 это 322. 322. А вот начало этого проявленного цикла. Так, ну теперь уже совсем мне все стало ясно. И мой последний вопрос, перед тем как я передам слово Ольги. Уважаемый Андрей Ившинецкий, скажите пожалуйста, а вот как бы вы описали то пространство, где вы сейчас находитесь? Нам же интересно, это же по сути рай с нашей точки зрения такой, высшие слои, причем рая. Что там вокруг, что происходит? Ну вот как ты себе представляешь рай, вот так его и представь. Вот то там и происходит. То есть как бы как, чего уже сам Дух хочет в плане всего, чего угодно, то вокруг него там и возникает, так? Ты понимаешь, что на этих уровнях Дух не хочет, у него нет материальных как бы желаний. Это материальные желания присущи более низким уровням, с вашей пониманием. А тут важно состояние, состояние Духа. И вот это состояние тотального счастья, любви, радости, что-то такое вот он сейчас передает его, вот принадлежности к Творцу, единства, невероятного потенциала творения, вот все там. Понял. Ну, в общих чертах понял, благодарю. Я вот просто открыл здесь, я же, естественно, мы не знали, открыл и хочу уточнить в отношении художника, потому что здесь вот чуть разные. Вот кто вот тут просто... Еще раз, имя художника можно? Вы поняли, Ольга, о ком идет речь? Да, Питер Бреггер старший. А, Питер Бреггер старший. Да. Все, вы поняли, Питер Бреггер старший, потому что здесь сразу открывается. И стало уже теперь нам яснее. Всё, я благодарю от всей души за вот эти ответы на базовые вопросы и с удовольствием передаю слово Ольге Янаевой. Режиссёру Ольге Янаевой прошу. Борогой Андрей Арсеньевич, я благодарна вам, что вы здесь. И мне, конечно, трудно задавать вопросы. Я бы хотела просто слушать вас и слушать. Ну вот, я хотела сказать, что вы еще подростком, когда вы были юным, вы учились рисовать и вы обучались музыке. Вы сами писали в ваших дневниках. что вы хотели стать музыкантами, в ваших земных дневниках вы писали. И, понимаете, ваша вот эта вот прошлая жизнь, теперь понятно, что она очень сильно отобразилась, но перед вами стояли большие задачи. Большие задачи. Мне надо было просто прожить какое-то время, поехать в горы и под этими высокими вибрациями понять, что вы режиссер. С этим мы вернулись в Москву и поступили в Афгит в 1954 году в мастерскую Михаила Романа. Вот это момент, когда вы почувствовали, что вы режиссер в горах, вы помните? Скажите, пожалуйста, как это вы услышали внутри себя этот ответ, вы помните? Да, благодарю за вопрос. Но я не могу сказать, что я прямо почувствовала, что я режиссер. Я почувствовала желание поступить в ГИК, но я понимала, что я занимался до этого момента не тем. Вот однозначно не тем. И вот этот год, проведённый в горах, это соединение с творцом через природу, через невероятное состояние невесомости, которое часто меня стало посещать. Я входила в медитации, но я не поняла, что это медитация. Но это было такое состояние невероятного спокойствия и растворения в пространстве. И я чувствовала, что меня как толкают, тебе сюда. И я просто отдался на волю, я думала, случая, я так понимаю, божественного проведения, на то, чтобы сделать и то, что я должен была сделать. И я благодарен своей маме за вот этот порыв. Я всю жизнь благодарен маме за это, что она сделала для меня в этой жизни. Это самый первый человек в моей жизни. Благодарю за такой ответ. Сейчас благодарю от всей души. Сейчас, Оля, вы продолжите. Я пока Марин прошу чуть-чуть наклонить камеру, чтобы ты была в центре. Или приблизиться. Вот. Или приблизиться. Вот так вот, пожалуйста. Оля, прошу. Дорогой Андрей Ирсеньевич, ваши родители, они необычные люди. Арсений Александрович Тарковский, предающий с ЭП. Это будующийся, тончайший, глубочайший. И Мария Ивановна Вишнякова, она была для вас мама. Имя Мария было сакрально для вас, когда много раз об этом говорили. Такие замечательные родители. И, конечно, я понимала, что вы очень любили. И мы потом еще поговорим об этом обязательно, потому что все будет связано с ними в вопросах. И вот такой у меня есть вопрос. Вы сделали фильм Иванова детства, его засчитали как дипломный. Он, конечно, поразил. Вот в 1962 году он получил награду «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале. У него еще есть много наград. И для меня лично этот фильм, для меня это открытие нового языка, киноязыка. И нужно назвать его «Мета-фильм». Но «Мета-фильм» — это ваш термин. Это ваш термин, который потом стали повторять. Цитирую до сих пор успешно. Вот. И, конечно, вы тогда сказали мне, как вы не сразу почувствовали, что вы сняли что-то такое особенное. А потом, конечно, это пришло. Мы сделали на одном дыхании этот фильм. И вот... Мне интересно, а когда же вы почувствовали этот код Тарковского в себе? Ты знаешь, наверное, если правильно тебе ответить, как я это чувствовал будучи человеком, то, наверное, даже получая награду за этот фильм, я не чувствовала еще. Это пришло намного позднее, уже, наверное, во время съемок Андрея Рублева. Да, я понимаю. Но я сразу тогда перейду к Андрею Рублеву, потому что этот шедевр... Он становится в скальмом десятилетии всё более значимым, всё более сложным, всё более интересным. Я хотела вас спросить. Конечно же, мы можем не сказать, что Андрей Рублёв получил награды и выписал Киевский кинофестиваль. У него ещё есть награды. Лучшие фильмы, Хелксинский первое место, Италия Гран-при, и Белго два раза первое место. Первое название «Страсти по Андрею». «Страсти по Андрею». Я сразу хочу перейти к Анатолию Слоницину. Это ваш талисман, ваш соратник. Это такой значимый для вас человек. Он особенный. Он был и остается в ваших фильмах. И до самого конца он верил в выздоровление и хотел сняться в ностальгию. Я брат Алексея Слоницина написал книгу «Повест на старшем брате» там о вашей дружбе творчестве. очень многому. И вот у меня вопрос. Вы вышли из обвлашения в 1906 году, Анатолий Соломицын в 1982 году. Вы в прошлой жизни были знакомы? Вообще кто вы друг к другу, потому что вы настолько близки были? были ли мы знакомы прошлой жизни? У нас, скажем так, у нас были пересечения, но не из прошлой жизни, а вот именно несколько жизней назад, когда мы были как-то при дворе. Кстати, итальянским. Итальянское какое-то, вот он сейчас показывает. итальянский двор знаменитый и вот он композитор а никола анатолий он был что-то как шут. Интересно. Ну, я буду Копри ставить, потому что там столько талантов. Да, и вот они дружили, и оттуда вот осталась эта связь. Сейчас я общаюсь с ним периодически, ну как, были контакты, то есть информация у них есть, друг от друга, и он знает, что сейчас по... То есть коллег, что у нас есть, он находится на 18-м уровне. Ещё тогда к этому вопросу я хотела спросить. Николай Гринько, он тоже как Анатолий Солонидов, он появлялся во всех ваших фильмах. И Андрей Люблёк, и Собярис, и Зеркало, и Сталкер. И от этого чудесного человека от нас через экран идут такие сказочные флюиды. Скажите, вот вы тоже связаны были как там... с ним прошлых жизней. Как-то мы друг с другом должны быть связаны, мне кажется. А с ним у нас, да, у нас с ним контракт был душ, еще до воплощения о том, что мы будем идти вместе по жизни, и он будет со мной рядом, да. Это удивительно просто, потому что он отказывался сниматься в Ивановом детстве, хотел порыбачить Анивина, а фильм Иванова детства снимался на озере... Возле Канева. Вот все и случилось. Ваш контракт как раз и начался. Да, от контакта не сбежишь. От контакта не сбежишь. Вот. Ну, я хотела немножечко вот рассказать о Андрею Рублюве, потому что это, конечно же, невозможный шедевр, и мы неслождаемся до сих пор, и вы должны в это верить. Вот, что мы очень любим, и он для нас очень важен, важен. Когда я пересматриваю его, проходит какое-то время, Это как раз и есть алгоритм гениальности. Гениально. Да, и я хочу спросить. Вот первое название, это было «Страсти по Андрею». Так получилось, что он так и прошел по вашему сердцу. Понимаете, как вот... Он получил международное призвание, и такой был потрясающий фильм. И несмотря на это его решили уничтожить. Сделали 30-минутную копию из огромного материала и приговорили еще, значит, ее уничтожить в полную версию. Саратник, монтажер Людмила Фегина, она смогла уберечь. Спрятала коробки. И зрители могли только в 1988 году увидеть полную версию. Ну, так все было, да? Правильно? Да. Да, там очень сильное было препятствие, потому что хотели уничтожить эту версию первую. Однако в то время у вас была определенная холодность, и получилось сохранить эти записи и даже унести домой. Она хранила дома. Да, прекрасно. Это благодаря Людмиле. В общем-то, как-то так. Мне кажется, не без Сабиа любви через ваших соратников. Вот такие шедерные. Он говорит, что я благодарен за то количество друзей, соратников, помощников, которые были в моей жизни, как ангелы-хранители. Без них я бы ничего, может быть, и не достиг тех высот. Иногда мне казалось, что вы всех держите на своих руках, на сливочной площадке. Я просто как-то чувствую это все, не могу даже объяснить. Да, я была достаточно вредной с их позиции на съемочной площадке. Но эта вредность я полимаю, она очень важна. Мы сейчас как раз немножко поговорим об этом, если позволите. Чуть-чуть позже. Чуть-чуть. Я хотела сказать, что фильм, когда я смотрела это «Рождение святости» у Андрея Рублева, у мастера Бориски. Это было невероятное. Мы так препарировали то, что проходит каждый большой создатель чего-то нового. Вот эта сила, которая тебя вдруг раскрывает, тебя несет, дает такую смелость, какую-то сумасшедшую. И ты ничего с этим поделать не можешь. Ты уже должен. Ты должен дорастеть до этого замысла. А сила плющет, сила прижимает, сила требует. не чувствуешь себя, и вот от этого происходит некоторая жестокость или жесткость по отношению к исполнителям. Но это все ради замысла. Я это все очень хорошо понимаю. Потом, когда эта сила уходит, наступает холод, адский холод. И надо жить как-то заново, себя найти. Хочется свернуться таким калачиком в позу ребенка, потому что это вот так вот описали себя. вы описали всех великих, через что проходили и блоки, и врубель, неважно. Вот такой вот, это огромный вам поклон за это. Я когда вижу новеллу «Колокол», я все время вас благодарю. И еще я хотела сказать, что вот сам «Колокол», когда вы его создавали, такое ощущение, что он делается в реальности. Но как было на самом деле? Где сейчас этот «Колокол»? Кока был реальен, действительно. Его болевали, мы очень сильно следили за тонкостью, чтобы он был... Звон его мы вызывали мастеров, чтобы он был настоящий, соответствующий. Где он сейчас, он должен был остаться там. все узнали. и где-то там находиться, то есть он должен был и использоваться. Однако, говорит, я сейчас не знаю, где он находится, могу предположить, что его могли конфисковать, как реквизит уже к данному времени. Но мы делали все по-настоящему. И это не только манья Заслуга, а это Злуга всей команды. Да, это правда. Такой силой, фирм, такая сила идет от него. Великий фильм. Его не пускали целых 5 лет на экраны. И буквально почти до совершения соляриса этой древности. Вот. Конечно, это очень-очень было. Вам, наверное, очень больно. Это было непонятно, это было трагично и непонятно. И главное, что это не соответствовало позиции политики советского правительства. И мне писались чудовищные отговорки, наверное, об этом известно. Я боролась, как мог, я всю жизнь боролась. Вот сколько надо сил, чтобы предъявлять гору, а за ней еще другая гора. Просто невероятная сила. У вас невероятная сила была. Невероятная. Я так не чувствовала. Я чувствовала, что я страдаю. Я чувствовала, что я не могу творить полную силу. Я чувствовала, что мне мешают и пытаются накрыть меня. Как вот каким-то колпаком. Не дать мне развиваться. И постоянные ссоры. конфликты, которые происходили, хотя это были в полемике, это было как бы в норме творения сюжета. Однако я постоянно чувствовал себя нехорошо, я не чувствовал себя в состоянии позитива. То есть я творю вот как Есенин, ему нужно было быть в расстроенном состоянии, чтобы творить. Я себя так чувствую. Хотя хотел по-другому. но вероятно такая тональность вашего таланта минорная. Вероятно. Я нашла удивительное сообщение. Вы, буквально, вчера или позавчера под просмотром фильма А.Р. Рублёв пишет девочка старшей классницы, поклон человеку, который снял этот фильм. «Мне надо будет пересмотреть саму будущее». Ну, приятно, правда? Да, очень приятно. Потому что действительно фильм глубокий. Не знаю, как сейчас, тогда не каждый мог его смотреть. Да, да, это правда. Я хотела перейти к «Солярису». Мы идем по фильму. Так немножечко будет, наверное, правильно. Значит, эта фильма создана в две серии по одновременному роману Станислава Лема. Награды Каннский кинофестиваль 1972 год. «Лис. Международный сладкий кинокритиков» и «Пресси». «Золотая пальмовая ветер». Это очень высокие, очень красивые награды. Но мне всегда почему-то та залочка в ваших фильмах недооценена. Мне бы хотелось им дать все призы мира. Вот Лем хотел показать в своем романе, что технический человек прекрасен и что контакт с другими цивилизациями невозможен. Много раз сценарий отклонялся, не нравился Лему, не нравился вам или же комиссии, но вот после борьбы получился совершенно другой рассказ. После вашей борьбы, конечно же. о совести, о любви к земле, к дому, к отцу, к природе. И Лем после фильма, когда уже фильм вышел, он ругался, что вы сняли не фантастический фильм, а психологический набор Достоевского. И в вашем дневнике «Мортиролог» фамилию Достоевского поминается 76 раз. Я читала дневники, очень внимательно перечитывала. Вы с начала 60-х думали о Достоевском, об организации идиота, и... потом все творчество, потом это поговорим, оно все будет пропитано этими замечательными мыслями, чувствами. Вот вы говорили, что прогресс должен быть нравственным, что совесть – главная ступень духовности человека. И об этом получился ваш Солярис, ваш внутренний Достоевский. Ну, правильно мы понимаем, да? Да, правильно. Это я так реализовала. Возможно... кто-то до сих пор не до конца понимает задумку. Я благодарен вам, Ольга, что вы ее поняли досконально. Лем прекраснейший литератур, писатель. Однако, мы с ним очень сильно расходились, и его жесткая критика задевала меня, потому что мы совершенно по-разному смотрели на будущее, на фантастику, как он ее понимал, мое понимание. Фантастика заключалась только в том, что человек через раскрытие своей души может творить. И неважно это отношение с другими планетами, с природой или самим собой. Без раскрытия себя человек является всего лишь материалом, не отсеченным материалом. Как вот Микеладжила нужно было отсекать, чтобы сотворить. Так и я попытался в Солярисе раскрыть и отсечь лишнее. Это удивительно, получается совершенно другой фильм, другая история. Вы сказали в ремняке, что в этом фильме «Солярис» мы смотрим не с космоса на Землю. Нет, мы смотрим не с Земли, а космос. Космотрим с космосом Земли. А у Лемы наоборот, да? Ну да, но я имела в виду, что божественная часть смотрит на человека, на человеческую часть. Просто это так вот я выразила, такими словами, так как понимал в советское время, и как это можно было выразить. Иногда, мне кажется, прямо я чувствую, что вы хотите сказать «Бог, говорите время», «Бог, говорите ветер». Ну, это вот прямо сейчас вот именно чувствуется очень. Конечно, в то время оно не позволяло. Ну, вот фильм не принимали, там 100 правок, огромный список замечаний, невозможно было это всё выполнить, говорили, что я не собираюсь этого делать. И тут случилось какое-то чудо, и фильм выпустили. А что же там произошло на самом деле? Моя борьба, я писала письма и... получила определённую степень охранную грамоту на то, чтобы он случился. И он случился. И даже те недоброжелатели, которые всю жизнь мне мешали, ставили подножку, я знала, в принципе, кто это и почему это. Однако я боролась до последнего и никого не собиралась обвинять ни тогда, ни сейчас. Если так должно было быть и это путь моего развития, значит, я должна пройти это достойно. У меня были такие мысли. Да, вы часто повторяли, что кинорежиссер – это самое волевое. искусство быть кинорежиссером, самое воорубое, потому что выдержать надо все. Бороться с цензурой. Это многоуровневое понимание, и вы, Ольга, очень глубоко знаете и понимаете, о чем я говорю, и это очень приятно. Спасибо огромное. Я хотела вам сказать, что вас обожает Варс Вон Триер. Он снял Холлю? под вашим влиянием, полностью, полностью под вашим влиянием, и он называет вас самым мощным художником всех времен киноискусствий. И у него в мелохолии показана картина Брейгеля, старшего, «Охотники на снегу», а специально сделал цитату из вашего «Соляриса». И я, конечно же, теперь знаю мы, что это не просто так, всё не просто так, что Брейгель, предыдущий художник, а сейчас мы знаем больше. Да, я рад, что память таким образом продолжается, и мое дело тоже продолжается, и это очень приятно. Я верю в то, что кинематограф раскрывается не только с бизнесовой точки зрения, ради заработка денег, что есть еще душевная сторона. Я ещё хочу сказать два слова в вашей любимой картине. Я тоже её люблю, но у меня ещё есть такие любимые картины. Мой любимый художник это Брубель. Я полностью покорена с детства. Эта картина, чем особенные охотники на снегу, как мне показалось. Там много уровней в ней, и везде присутствует Бог. То есть Бог не где-то там, а он здесь. Он как бы с людьми, и он в душе каждого человека, и птицы там, он в душе птиц. То есть это всё как бы картина вот этого цельного вот этого мироздания. Ну, я правильно поняла? Верно. Бог весте, и внутри нас. Верно. Да, да, благодарю вас. Теперь хотим перейти к зеркалу, к особенному тоже фильму, необыкновенному. Почему необыкновенному? Я сейчас постараюсь как от себя, тут, конечно, мои все личные. Это 1974 год. Награда это признание в 1980-м фильму «Зеркало» присуждён приезд Давид Детт-Антелла за лучший иностранный фильм, показанный в Италии. Первое название «Белый-белый день». Чудесное название, прекрасное название. Но тут зеркало как получилось, что Филипп Винковский-Манки очень на вас похож. Какой же прекрасный беленький. Он собирался на съемку и произнес слово, что это какое-то предложение «Зеркало». И вы вдруг услышали, так как, конечно, вы были в потоке, подсказки шли отовсюду. И тут «Ах, вот фильм надо назвать «Зеркало»!» Это гениальное название. Так все было, да? Гениальное название. Это было рабочее название «Белый белый день». Я действительно думала над кем как назвать, потому что им чего-то не хватало. И да, как ты правильно заметил, вот сказки шли отовсюду. И зеркало для меня такое двойное значение. Оно отражало меня, оно отражало мое сознание, мою жизнь, собственно, моё понимание. И это действительно уникальное название. Действительно, фильм настолько получился авторский, настолько автог... фотографичные, да, что, вероятно, никто даже не сомневался о том, этот фильм. Было 20 вариантов монтажа зеркал, 21 варианты мы видим. И я прямо сейчас хочу, в божьем буквам, я хочу выразить большой любовь зеркалу. Почему? Вы ели нам душу. Вы нам ее вернули, узаконили раз и навсегда. Это в томахровое время советское, когда... Нам, значит, не было даже значено говорить так, все было запрещено, что касалось духовного, и выходило за рамки. И вы взяли свое душу, у меня такое впечатление, вы ее вот так вот вернули, и явили нам, и для меня зеркало — это выход в бессмертии человека. Вот почему я так люблю этот фильм. Да, благодарю, Ольга. И я хочу добавить даже больше, что... Это моя исповедь перед... Да, это мое слово было, что вы Дани Фимовна. Я хотела бы сказать. Я объясню, почему тоже как-то хотелось очень объяснить, почему. Потому что вот я на ваших родителей прекрасных, я пока готовилась к многому, конечно же, к многому. Просто вот маму вашу очень чувствовала. И божественность вашего отца очень чувствовала. Исповедально в фильме, вот понимаете, вот как мы тоже дети, для каждого ребенка мироздание это папа и мама вместе. Бога ничего не разрушается. Но на земле иначе. Так получилось, что ваши родители развились. И вы их в этом фильме одинили. Вы эту божественную конструкцию создали. Восстановили цельность. Значит образ там молодая пожилая мама. Это было удивительно. Но потом отец, когда посмотрел, сказал нашей маме, смотри, как он с нами расправился. Вы, представьте, мортирологи, если бы они знали, как я с собой сам расправился, то я не веду, что вы себя так наказали. Знаешь, что они наказали, это ведь любой режиссер, занимается творчеством, все это вероятно, я об этом говорил при жизни, ты, наверное, тоже об этом слышала, все с детства. И вот это детство я попытался рефлексировать и исправить то, что во мне болело. И таким образом, да, у меня получился денег, и даже мама появилась в кадре. Это правда, мы знаем, что это все божественное. Мамы и отец, это все божественное. Конечно. Еще такой у меня вопрос. Есть, значит, отец вам пишет его поэтическая строчка. «Я первый гость в день твоего рождения». И вот мне такой вопрос. Вы все делали в своем творчестве, мне кажется, диалогом внутренним с отцом, как бы для отца. Это так чувствуется, может, и правда. Да, я всегда ждала, когда отец ушел, я был очень маленький. Три года ему было вроде как. Три годика было, да? Ага, и говорит, я всегда ждала встречу с отцом. Всегда для меня это был праздник, это было событие. И вот эта фрустрация внутренняя осталась. И вот до фильма «Зеркало» она была очень сильная. Эта внутренняя борьба меня истощала. И только после этого фильма, когда я смог исповедоваться, причем прелюдно, так как в церковь нельзя было пойти, меня никто не понял, это был очень мощный выход. И я подсознательно сделала это большое дело, и из этого благодарен себе и благодарен зрителям, что приняли этот фильм. Я очень, на самом деле, боялась, как его примут. В глубине души я не знала. И действительно приняли. Приняли. Мои педагоги приняли. Очень многие. Правда, они меня спрашивали. Оля, ты это больше понимаешь? Педагоги спрашивали. Может быть, ты там видишь больше что-то, расскажи. Ну, фильм все равно, сколько ни пересматривая, столько много нового и более сложно открывается. Это тоже, это просто... Это бесконечность, это портал бесконечности. Да, он говорит, чем больше пересмотришь, тем больше ты видишь себя в этом фильме. То есть изначально это мой опыт, но каждый человек потом начинает видеть свое, свои травмы, свою фустрацию, свой выход из ситуации. И это психоделический фильм, который дает решение на уровне похода к психиатру. Можете не ходить к нему, а посмотреть фильм. Это поможет вам решить многие проблемы с детства. И можно насытиться, вот невозможно топиться. Спасибо огромное за ваши ответы. Образ дома для меня очень важен. Во всех ваших фильмах сакральный дом, ваш сакральный дом. Он без дверей, состаревшийся стенами, он не защищает, он сам беззащитен. Там нет вещей, там нет уюта, там есть память. Да. От души. и комнаты, порталы для разных людей, и в разное время. И вот что для вас вмещает этот образ дома? Для меня образ дома – это как дверь перехода, как вот портал. Для меня единение есть уже, будучи в том воплощении Андрея Терковского, я знала, но не может быть не до конца понимала о соединении прошлых воплощений с настоящим. И для меня всего лишь время это было… Та одежда, которая на нас сверху. А то, что мы едины из прошлого, из будущего, из настоящего, у меня было понимание. И я это хотел донести. И вот как мог, так и донесено. Все стихии в ваших фильмах имеют сознание. Вода имеет сознание. Ветер имеет сознание. Огонь имеет сознание. Вот у меня такой вопрос. Вот это полифония звука. Воды в ваших фильмах, вода имеет голос, она живая. И само слово полифония нужно перевести как текучесть. Вот это гипнотическое состояние. Волны, ветер, ткани, колышет. Вот эта вода, она доминарна, она ваша фирменная вода, именовая вода Тарковского. Что она для вас значит? Для меня это значит, для меня это прикосновение Бога. Прикосновение Бога. Да, это тоже верная трактовка. Для меня это текучесть души, бессмертие души. Звук воды настраивает на раскрытие себя внутрь. Под звук воды ты смотришь в себя, ты начинаешь настраиваться на самого себя, и начинаешь понимать себя. Через героев начинаешь раскрывать самого себя. Это удивительно. Я жила в Молдове, и море было три часа. Я жила только морем. Я три месяца не вылезала из воды. Для чего? Я бежала и кидалась, и жила в невесомости. И потом, сидя на суше в школе, я дни вычеркивала, чтобы опять побыть в невесомости. Когда я увидела в вашем зеркале эти прекрасные кадры, я оказалась дома. То есть я там, в воде, соединялась с собой. Божественность соединялась со мной. Я просто была поражена. Неужели кто-то еще так знает это? Еще была тогда девочка. Для меня вода очень-очень важна. Я очень люблю это то из ваших фильмов. И вот согласно Дряньим Ведом, огонь появился из ледяной воды. это свойство ледяной воды она обжигает и ваш огонь он тоже сакральный ваших фильмах вас всегда горит дом что-то там еще замечательно но просто вот этот дом он тоже этот огонь именно огонь ведь если вселенский огонь если вселенский огонь что для вас ваш огонь для меня огонь это Это то... Это состояние перехода. Он хочет добавить, что почему для тебя вода важна. Где-то у тебя, как ты, наверное, знаешь, преобладают водные стихи, и у тебя воплощения были среди водных структур. То есть, если знаешь, есть планета, где китовые... ты оттуда, у тебя было там воплощение. Поэтому для тебя это состояние невесомости очень важно. И поддерживая её ввод, ты будешь находить внутренний мир, гармонию и внутреннюю силу, которая поможет твоей тебе, твоем творчестве. Потому что ты в творчестве — огонь. Вот о леденящей огонь ты сейчас говоришь о себе, не обо мне. А можно я два слова про воду добавлю в контексте уже очень быстро. Дело в том, что у меня как раз творчество Тарковского оказывается ассоциировано с этой долго текущей водой. Потому что вот два слова о фильме «Сталкер» мы еще наверное поговорим, но я смотрел… фильм «Сталкер», когда он появился, в таком очень маленьком кинотеатре в Днепропетровске, где он чудом вышел, потому что все из Днепропетровска ездили смотреть его в город Запорожье, поскольку Днепропетровск в Нинеднепр был закрытым городом, там оборонный завод, и там такое не допускали. Это был фильм, который там в какую-то получил далеко не первую категорию, он шел в захудалых кинотеатрах, да еще в Запорожье ездили, но мне повезло, все-таки на пару сеансов выпустили его в кинотеатре под названием «Октябрь». революционное название, его уже нет сейчас в кинотеатре этого. И вот почему я об этом сейчас говорю, я там сидел и помню, что в «Сталкере» этот зал весь такой заполненный, весь до отказа этот маленький зал, все сидели и смотрели, как струится вода в фильме «Сталкер». Очень долго там так, этот ручеек, значит герои, все это там в зоне, и вот струится вода, и я так в такой зал, ничего не происходит. Для тех времен, да и сейчас, это было удивительно, просто струится вода. Минуты какие-то это идут. Я вот четко запомнил, у меня проассоциировался вообще этот фильм, и каждый видит в этом потоке струящейся воды свое. Вот какое интересное у меня, значит, воспоминание личное. Думаю, что у многих тоже что-то похожее осталось. Благодарю. Да, продолжаем. Мне можно, да, задать вопрос? Да. В одном из кадров в вашем доме, в зеркале, мы видим образ... молодой Ахматовой с картиной «Мадельяни», как он мог бы быть, если бы он её писал. И у меня такой вопрос к вам. Вот вы в вашем дневнике пишете, что Ахматова говорит о мне после смерти. О меня любят, меня помнят, вспоминают о своей любви на Земле. Это были ваши эсперитические сеансы, и ваши сны не были обыкновенными с нами, были вещами с нами. в жертвоприношении. И пишите, что играли в карты Шубшиным, как наяву. И... Вы спросили пастернака, сколько фильмов я сниму? А он вам ответил, четыре ещё. А вы спросили, так мало? А он ответил, зато хороших. Расскажите, пожалуйста, больше об этом. Потому что в то советское время вы так общались... легко напрямую. Ну, у меня никогда не был закрыт, как бы вы сказали сейчас, канал, да, то есть я имела доступ общения с умершими. Переход, вот этот переход, я всегда мог легко переступить эту грань. Я это делала во сне часто, очень часто. Сны все мои были не просто сны. А также я мог иногда входить в какое-то состояние, я это называла состояние творения, когда я входила... Ну это у меня еще сгор, в горах впервые такое появилось. Я мог вот так вот сесть и куда-то в одну точку смотреть. И в это время происходили... У меня происходили целые жизни в этом мгновении. Я мог общаться и с Костырнаком, и с Ахматовой, и с кем-то еще. Просто да, я об этом мало говорила. Но я очень много брала оттуда, потому что какие-то идеи, они все взяты из вот этих моих... Я тогда думала фантазии, но, конечно, это не фантазии были. И я как бы не мог поверить, что люди, если воплощение, имеют жизнь, хотя, с одной стороны, я верила, с другой стороны, это не доказано. И вот эта мутрення тоже дисгармония, она тоже мне немножко как бы не давала спокойствия. Вот. Да, интересно, говорит. И он хочет прокомментировать. Говорит, Владимир, смотрел фильм. Говорит, да, жаль, что мои фильмы выходили так, как ты это рассказал. Я вот за это и переживала, что это вторая категория, что это не покажет на экране большом, что мало зрителей посмотрят. И вот ты подтверждаешь эти слова, и вот возвращаясь в ту жизнь мне... становится больно за то, как происходили события, связанные с моими детищами. Андрей Арсеньевич, я хочу просто быстро прокомментировать и сказать, что я тоже жил в то время. И на мой взгляд судьба ваших фильмов это наилучшее, что могло тогда быть. Все-таки да, и не были уничтожены, вот сохранили ваши сратники, и все равно выходили. И то, что в советское время их не сильно очень показывали, это только добавляло им популярности, запретный плод сладок, и люди, видите, полные залы стремились. Может быть, если бы эти фильмы выходили даже широким прокатом, так как фильмы про какие-нибудь идеологические вещи рядом с ними бы, так сказать, заняли бы позицию, то это и хуже было бы. Потому что они были бы, примитивно говоря, запачканы вот этим идеологическим флёром. А вот тогда вот это всё, то, что как бы скрывалось... Сразу было понятно, все интеллигенции, всем мыслящим людям, что вот это и надо смотреть. Люди ж, я ж говорю, из Непропетровска в соседний город приезжали, тогда полтора часа было ехать, с Запорожья, в другую область, область другая, чтобы посмотреть ваши фильмы. Ну, даже и пробилось само ночник. Поэтому считаю, что это еще лучшее из возможного, и думаю, что вот хорошо, что так все произошло, и на самом деле и призы были, и так что вот, ну как бы, благодарен. и высшему и коллективному сознанию, что все равно ваши фильмы все-таки находили своего зрителя, несмотря на все эти припунты. Я еще хочу сказать два слова. В Кишиневе какой-то очень милый человек сделал неделю фильмов Тарковского. И вот мы бегали с друзьями, смотрели по всем кинотеатрам. А там много было кинотеатров в течение двух месяцев. такая роскошь, и оставались в кинотеатре только те ваши зрители, которые были ваши, остальные уходили. Ну, это понятно. Так вы не оставляете наоборот, все очень хорошо. Да, благодарю. Приятно, что такое происходило. Ангелы-хранители меня хранят, и моих детей тоже. Благодарим вас. Сейчас потом поговорим о сталкере, так как человечество есть жизнь до сталкера и после сталкера. Это явление. Да, это серьезная была работа, хотя я тогда так не считала. Ну, я могу сказать, что для нас это награда, просто награда. И вот тут тоже награда есть, официальная премия жюри. Значит, в Каннах специальный приз в Лукино-Висконте в 1980 году. Прямая Дэвида Натэла. Но... Для нас это огромная награда. Ни одни награды не сравнятся с тем, что мы получаем от Сталкера. Каждое новое поколение получает свою награду. Вы пишите в своих дневниках, мартиролог, мир плохо устроен. Отсюда трагедия жизни, несчастье, вечные поиски гармонии. Его само создание Сталкера — это отдельное сериал, триллинг, казалось бы. Сталкер уже получился не экранизацией Пикника и даже не поматимов. произведение я называлась в начале машиножелания. Машиножелания. Снимали три раза, три года. За это менялся все, и члены съемочных групп, и художники, операторы, сценарий переписывались десятки раз. Вы чувствовали, что оно все как бы еще впереди. И вот вариант, Кайдановский сыграл в «Красации циника» и главный герой получил имя Аллан. Вот эта пленка «Кодак», эта знаменитая история, давалась собранным режиссёром. Она оказалась браком, у меня был закуплен какой-то химикат. Если я правильно понимаю, кто-то положи себе ко нам денежку, и в результате 6 метров пленки было забраковано. В это время, пожалуй, и другие тоже режиссёры, которым была дана эта пленка. Тут что-то такое вот. Мы рады, что именно так случилось в первой версии фильма «Солярис». Сталкер. Так вообще же вроде, насколько я знаю, вот вообще какая-то чуть ли не вся версия первая Сталкера пропала. И просто пришлось чуть ли не всё переснять. Это у меня потом есть вопрос. Всё, хорошо. Отдельный, абсолютно отдельный об этом вопрос. Ну вот много версий, и мы не знаем, что на самом деле случилось. Случилось чем? Все оказалось негодно. Это правда? Ну, не то что она не была вся негодна. На самом деле, если брать технический вопрос, там была негодна какая-то часть, 540 метров или что-то такое. Я не знаю, что такое 540 метров. Ну, в общем, какая-то часть. А так, в принципе, ее комиссия пропускала. То есть, мне не нравилось, там не было света теней. Там не было различий, то есть я не воспринял, то есть было снято не то, что я хотела. И это... И меня хотели рассссорить с нашим оператором, что это он не так снял. Но я прекрасно знала, что это специально было сделано. Но доказать это я не смог. И второй у вас вариант, который был, тоже вас не устроил. Там была замена была... Да. оператора, художника. И только третий вариант, который стал великим сталкером, родился. Да, и всё получилось, как должно быть, конечно. Я переживала очень сильно. Муже всего переживал за деньги. Ну, с точки зрения материального мира, потому что если бы нельзя было переснять, то я бы, наверное, был просто... Ну, я бы больше не снимала. Советском Союзе, скорее всего. И, наверное, к этому и клонили мои недоброжелатели. Но так как я боролся до последнего, и у меня хватило мужества и терпения пройти через все чистилища, то вышло то, что вышло. И я рад, что это понравилось зрителю. Да, деньги дали как на 2 серии на картину. Там дотации были, пленки, времени, чудо-то же. Да, знаю. Я хочу сказать, что идем немножечко в такую нашу любимую сферу. Вот образ Талкера, он прорывался, ему нужно было вырасти. Вот он не сразу проявился, он должен был вырасти. Вы должны были его вырастить из своих нервных клеток, из своей крови, из себя. И вот вы сотворили образ, и появился отец мышки. появился замечательный идиот. Такое впечатление, что Достоевский сам всё сделал. Вот так реализовалось ваше настоящее многолетнее желание. Но тут минуточка внимания. В зоне сбывается только истинное желание. Только исконное желание сбывается в зоне. Вот поэтому и появился такой уникальный, сломленный, уродивый, святой, такой потрясающий образ сталкера. Да, только истинные желания, правда, которые идут от сердца. И ещё, если помнишь, там герои говорят и рассказывают сталкеру, что... Что такое счастье? Ведь счастье... Человек не может придумать больше, чем он живёт. У него фантазии не хватит. У человека счастье то, с чем он сталкивается. И это очень сильно... Вот в картине была показана драматичность самого сталкера, когда он почувствовал, что его жизнь ни к чему. что он ведет зря и там уже дальше, когда они доходят до этой зоны, его желание. Да, это очень фильм, который для меня был очень философский. Я благодарю Бориса за то, что творчество, Борис Стругацкий, он имеет в виду, за то, что он мне помогал делать... сюжет и нарезал идеи. Из этих идей я уже их подгонял, я рассуждал и творила от своего сердца. И вот получилось такое интересное. Ну, конечно, с программками, безусловно, что с учетом корреляции, но тем не менее. Я хочу сейчас... Я хочу просто очень быстро дополнить, извините, перебиваю вас, только что у нас есть конференция на канале с братьями Стругацкими, и мы там тоже упоминали и о пикнике на обочине, и о сталкере, так что желающие, пожалуйста, найдите легко. И можете посмотреть эту беседу с известнейшими писа где мы тоже вот и говорили о фильме сталкер. Извините, продолжайте. Нет, Борис Стругацкий, он милем. Он полностью был в восторге от вас. Несмотря на то, что многое переделывалось и звонилось ночью, и он говорил, что гений, гений, настоящий гений, что делать? Он гений про вас. Да, он называл меня часто гением, это меня смущало, потому что я так не считала, и видео в нем, это гетогениальность, братья. Он еще, знаете, такую замечательную фразу сказал, мне она очень нравится. Мы точно вызвали сталкером на себя какие-то космические силы и теперь не властны над тем, что мы начали. Да, потому что сюжет творился сам по себе. Он писался независимо от нас. Писатели об этом знают. Народимир тоже такое прочувствовал. И вы, Ольга, когда творите, тоже это чувствуете. Произведение живет уже вне воли автора, когда начинаются потоки создания. Сталкеры семейшие, которые вложили в себя столько и всего, что могли вытянуть как магнит из мироздания, они тоже живут, как и люди. Правда, не знаю, правда ли это? Правда. Сталкеры? А, правда? Конечно, правда. Они просто живут не в той реальности, вы не можете их потрогать и почувствовать, но, конечно же, вот. Значит, ваш сталкер живет? Да, он жив и будет вечно жить. Я на других планетах тоже смотрю сталкера, я уверена. Вероятно. Это же Владимир и Мариночка могут узнать. Да, да. И тут такой еще есть милый такой у меня вопрос. Однажды в одной европейской стране вас спросили, а что это у вас там за собака? А вы ответили, собака как собака. А на самом деле, конечно же, это была собака непростая. Это Анобис, бог-проводник умерших в загробный мир. В старом царстве являлся подправителем микрополии и кладбищ, один из судей царства мертвых. А вы знали об этом образе заранее, когда вы попросили собаку с такими длинными ушами? Или же это был такой толчок, подсказка, а разгадка пришла позже? Это был внутренний порыв. Я же, как я сказала, общался с полусторонним миром. И для меня это было настолько естественно, что я просто знала, что мне не нужно было ничего другого. Я просто взяла то, что нужно. Сейчас такой вопрос у меня как раз вот Людмила Фейгина, ваша монтажерка, она тоже решила спасти первую часть фильма, да? Спятала она её у себя дома и случился пожар, и она погибла, и плёнка погибла. Ну так это верно, да? Плёнка больше не нашлась, да. Плёнку больше никто не видел. Андрей, скажите, пожалуйста, Анастасия Александровна, а какая была духовная причина того, что была ли, что погибла пленка и не сохранилась эта часть, версия предыдущая? Была какая-то духовная причина на это или нет? Это не всегда на действие человека, который влияет, есть духовная причина с этой точки зрения. Духовная причина, если глубоко смотреть, то просто это раскрытие, другое раскрытие. Закрылась тот портал, первая версия закрылась, остался единственный, вот духовная причина. Но действия, которые были сделаны, это же действие человека, этого могло не произойти. Ну да, но причину мы услышали, да, благодарю. 1976 год, вы говорите много о своей борьбе, и это все время, все время в ваших дневниках, все время красными такими вот строчками. и вы пишите письмо президиуму 25 съезда КПСС жалобе на безработицу и дискуляционные действия Эрмаша и в общем-то глаз кино и после этого обращения как-то стало легче какой-то проект утвердили что-то произошло Да, дышать стало легче, то есть давление стало меньше ненадолго. Но, как я понимаю, заработаться до задержки с выходами фирмы, давление, которое испытывал постоянно в Госпину, отравля, оно переходило в всякие границы. Я видела, что это неадекватные действия именно руководителей в Госпину. Это не значит, что я что-то не то снимаю, это значит, что что-то дают проявлению. И это был мой такой крик. Но, вероятно, как я это понимаю, что уже договоренности были с иностранными фирмами, определенными личностями, которые выкупили права на мои фильмы, и это дало возможность мне дышать. Собственно, я всегда чувствовала поддержку Запада, хотя, наверное, в сучлительности советского человека это очень челюдовато такое говорить. Сейчас можно говорить, наверное, всё, что мы хотим. Сейчас да, сейчас да. Тогда это вот это Запад нам поможет, это совсем мило, это сейчас как шутка. А тогда такое сказать так и неизвестно, чем закончится. Да, я не хотела быть политическим заключенным, потому что знал, что тогда я не смогу творить свои картины. Было очень сложно проходить через эту решетку с гвоздями, остаться живым. Да, ты правильно сказала, решетка с гвоздями. И я вышел, хотя кровавленный, но вышел. Мы благодарим вас за сталкер Я благодарю всех, кто был со мной и творил это. И даже за Комитету ГУС-кино, которые дали разрешение переснимать, и даже за то, что испортили ту пленку, я тоже благодарю. Поэтому я рад, что получилось то, что получилось, и каждый выполнил свою роль, и я. И теперь я верю в то, что это произведение является... Бессмертным. Совершенно верно. Так оно и есть. Не могу не сказать о том, что у вас была постановка Гарри Товлинкоми в 1977 году. Она вошла в историю театра. Там играла Наталия Саванидова. Маргарита Терекова играла, мама его, когда там разница была 8 лет с его. Лаверта играла, Николай Каралчинец, Апелью, актрису, Ина Чуликова. А вот вы планировали снимать Гамлет? Да, я очень хотела его снять. очень хотел, но... Это, знаешь, как любой режиссер хочет сделать великое произведение. Но мне всегда это удается. И я тоже не была удовлетворена работой своей. Хотя это получилось неожиданно для меня, но я хотела. Я всегда считаю, что мне поддерживают силы, которые неожиданно для меня раскрывают возможности, когда я опускал руки. Поэтому я боролся до конца, но в моменты, когда я уже уставал, меня несли на руках. Ну ладно. Вы получили, подписали, значит, съемки идиота. Были заверены подписаны документы о вашем заветном желании, которое больше десяти лет. Да, но не случилось. Не случилось. Но все равно хорошо. Идиота я хотела поставить, это была моя мечта. Но его поставили другие. Андрею Сеевути, вы хотели поговорить о трудном моменте, когда вы в 1980 году отправились в Италию для работы на сценарии фильма «Ностальгия». И вместе с Тони Ногуэр вы снимаете документальный фильм «Время путешествия в Италии». Вы искали «Натуру для ностальгии». Станина Гойра, больших творческих человек, две большие творческие личности. Как вы смогли вместе писать, создавать сценарий? Он очень-очень импульсивный. Ну, он итальянец, он очень импульсивный, а я, наоборот, очень флегматичный. И в этом был наш такой интересный тендем. И с учетом того, что он прислушивался моему видению... То есть он давал мне возможность раскрыть себя и показать... Я же снимала фильм о русском, как русский видит Италию, и поэтому он мне давал возможность раскрыться. И я для него открывала некоторые моменты, которые он даже не замечал. И у Семи был признателен. И он мне открывал невероятные места. И я в этих местах изучала себя, изучала свое состояние внутреннее. свою веру, в частности, верю ли я в Бога, как я к нему отношусь, это все раскрывалось в Италии, где мне не запрещено было верить в Бога. Вы очень переживали, что ностальгия не получила Гран-при. И как пишут, что Федор Бондарчук повлиял на это. Да. И был конфликт. И он выступал против вашего фильма, ностальгия прямо не скрывая. И так получилось, что вы ждали Гран-при, потому что это было бы безговорочное полное признание. и деньги, и новые отношения с продюсерами, и вообще другой статус. Абсолютно другой статус. Мы вам дали другую премию. Вот, я хотела спросить, это было действительно, что-то у Травля Вандерчука, какое-то такое его отношение, да? С моей точки зрения Вандерчук проявлял просто точку зрения СССР в целом, правительство СССР. Я не хочу его винить лично. орудиям я бы так сказал но меня до и я много раз об этом говорил меня удивила тот момент что оказывается я не советский режиссер и фильм у меня тоже не советский и вот это скрывило меня до глубины души даже не то что меня дали grand prix я получил достаточно призов но меня лишили этот момент меня подкосили как вот к дальнейшей моей судьбе и более раннему ходу. Я тогда болезненно воспринял и не смог вернуться к родину, как известно. То есть можно сказать, что это была отправной точкой онкологии? Да, можно так сказать. Сейчас, Оль, а еще скажите, пожалуйста, Андрей Ерсинич, а вы встречали с духом Бодноччюка в духовном мире? Если да, то на каком уровне находится? Не встречала. не встречались. А на каком уровне, не знаете? Нет. Всё, извините, да, продолжаю. Вот, 10 июля, 2004 года, на пресс-конвертации в Милане вы сообщили о своём решении и возвращались в СССР. А на родине остался дом, который выремонтировали всеми силами. Родина. Вот есть разные версии этого события, но... что-то случилось, сейчас мы уже услышали от вас, что это была отправная точка. Да, так получилось что. Да, я была только женой, остался дом, друзья, сын, родственники. Ты много лет добивалась того, чтобы сын приехал. Ну да, его выпустили очень поздно. Я долго не понимала, почему его не выпускают. Наоборот, если они хотели от меня избавиться, отдайте, отпустите. Но нет же, надо мучить, мучить до последнего. И в этом был весь Советский Союз для меня. Он мучил. Я так любил Родину, я была предан Родине, но чувствовал вот это мучение. Для меня жертвоприношение это как один фильм, это как две серии, для меня. Да, это как продолжение. И в этом жертвоприношении я приносил себя, как ты понимаешь. Мы работаем до последней капли ваших сил. Это же жертвоприношение было, ваше жертвоприношение. Вы знаете, что вам установили памятники входа вовгиг? Вы там в компании с Васильем Шекшиным и Геннадией Шмалик. Мне очень приятно, что память России в постсоветских странах, как сейчас, она жива и... и мои фирмы являются актуальной частью жизни. А другой памятник открыли в Суздале, где снимали новеллу «Колокол» Андрея Рыблёвый и идея Николая Бурляева. Здорово. А где «Колокол», естественно? «Колокол» есть разные версии, поэтому я хотела спросить об этом, потому что разные версии, я не знаю точно. Говорят, что на куски разобрали, где-то спрятали. Ну вот скорее всего, что на куски разобрали. Я знаю, что мы хотели там установить его, но вероятно, да, на куски разобрали, потому что бронза все-таки. Открыли фонд вашего имени, фестиваль Зеркало, кинофестиваль. Там есть премия Тарковского за лучший фильм. А в 1988 году вашим именем названа Ух ты! Надо посмотреть, Дена. Надо посмотреть, да, правда. не надо мне числа я был я есть я буду и это гениальная строчка вашего отца в весенне торповства да да и в этом с папой мы очень похожи на 18 уровне и я есть я был я буду это про нас как у нас у нас Владимир спрашивает это его приоритет я хочу сказать что солярисе отец говорит о хрупкости мира, о том, какая нежная и хрупкая Земля. И сейчас мы живем во всех ваших фильмах сразу, потому что у нас ежедневная угроза атомная. Оружие – война в Украине, и мы погибнуть дети, и мне очень трудно об этом говорить. Погибнуть светнацей, молодежь. Мы же теряем свои дома, мы стёрлись лица земли города и деревни, всё это продолжается. Вы знаете, что творится в Украине? Ну, я знаю и я при жизни говорила, что... известная фраза, что в войне нет победителей. Но когда победитель, то не побеждает в войне. К сожалению, это люди познают очень поздно. Поэтому война — это безумие. Война, она не носит конструктивный характер по определению. И мне всегда было непонятно, когда отец уходил на войну, когда он воевал, когда он пришел инвалидом. Я не мог понять, какой смысл в этой войне. И я благодарна, что мой отец остался жив, а сколько погибло людей. И я понимаю, что в этой войне люди погибают, возможно, в неуменьшем количестве. Может быть, в большем оружие поля совершенно сейчас. И донести через свои фильмы. о том, что это безумие, я... Мне такая... Я хотела это в каждом своем фильме. Однако идеи раскрытия души, наверное, каждый понимает по-своему. А для некоторых это еще недоступно, так как тогда еще не все понимали мои фильмы, и они казались скучными или однообразными. И даже великие режиссеры, мои коллеги видели в этом однообразие и... не считали это чем-то. великим творением режиссера. Поэтому я мог только через фильмы донести. И если вы спросите, что бы я хотела сейчас сказать тем людям, которые находятся в этом состоянии войны, то тем, кто находится на этой территории, в силу воли пройти это испытание. То есть, если вы тут находитесь, вероятно, вам нужно получить этот опыт. Беречь себя, беречь своих родных — это задача каждого. Потому что Бог всех бережет, но без вашей личной помощи Бог не может всех сберечь, потому что в этой жизни, в проживании земной жизни мы все части одного целого, но каждый сам по себе. И задача — беречь себя, это первично. Я бы хотела пожелать, то есть, смелости пройти сквозь огонь. и сохранить свою душу, не разрушить её агрессией, ненавистью. сохранить божественное начало и тем, кто является зачинщиком этой ситуации, понять бессмысленность этих действий, так как мир едиен, вы не унесете с собой завоеванную территорию, вас не возвеличат ваши потомки, потому что погибают же ваши ваши люди, ваши единой нации, одной народности. И раньше бы мы сказали, что люди Советского Союза едины. 15 национальностей, 15 республик, больше национальностей. Сейчас, наверное, это по-другому. Но тогда один за одного это было, это чувствовалось, это было единение. У нас не было различий грузин, ты русский, либо таджик, либо украинец. Этого не было. А сейчас, когда воюет Украина с Россией, Россия с Украиной, славянские народы, это, по меньшему мере, странно звучит. Брат с братом не может воевать. Это меня возвращает в XIV век, когда мы снимали Андрея. И, вероятно, страсти по Андрею остались. И очень жаль, что время сделало такую петлю и возвратило всё. в конце XIV-XV века. Все это пересмотреть этот фильм, и, возможно, каждый может сделать свои выводы. Я бы очень хотела сейчас помочь каждому. И, наверное, сейчас бы я сняла другую фильм, другую картину. И, возможно, она была бы по-другому воспринята, но к сожалению, я могу только опилировать тем фильмом, который я сняла. Ольга, которая прекрасно снимает фирмы, и которые есть призы на Каннском фестивале. И, возможно, она сможет достойно нанести эту светную палочку и нанести людям в бессмысленности этой безумной войны. Я желаю Ольге это сделать, я знаю, что она это делает по мере своих возможностей, и у нее это получается. И она меня чувствует. Я, говорит, буду тебя направлять. Благодарю за ваши великие фильмы и за ваши высокие мысли, которые поддерживают нас. Человека в человеке поддерживает. Да, оставаться человеком – это главная задача воплощенной части души. И оставайтесь с людьми всегда, при любых ситуациях, несмотря ни на что, и тогда мир останется миром и война прекратится. Благодарю. Важнейшие слова. Благодарю. Важнейшие сейчас слова в контексте той, на самом деле, ужасной ситуации, которая продолжает развиваться на этих вот воюющих сейчас, в окваченных войнах территориях бывшего Советского Союза и дальше эти два народа, Россия и Украина, ну что тут говорить. Все это что знают, но я очень благодарю за эти важные сказанные слова, за этот комментарий. Добрый день. У вас всё или ещё что-то? Сейчас у меня ещё есть несколько вопросов. Да, конечно, конечно. У меня всё простоя под впечатлением на хужесть. Я от всей души благодарю, Андрей Арсенийович, за такие убедительнейшие, детальные, подробнейшие и важнейшие ответы на вопросы, которые ваш коллега задавала, которая глубоко очень во всех этих темах понимает, о чём она спрашивает. Профессионал по образованию, режиссёр. Благодарю от всей души. Ну а я прошу уже как бы больше как зритель тоже Не надо говорить, наверное, почитатель или поклонник, какие-то такие слова, но человек, который очень ценит ваше творчество и как в общем человек, имеющий отношение вот к этому духовному проекту, поэтому еще буквально пару вопросов. Скажите, пожалуйста, а удалось ли вам, так сказать, ну в курсе ли вы киноиндустрии? Вот уже после вашего ухода? Может быть, вы можете назвать какие-то кинопроизведения, которые вы считаете очень талантливыми? Может быть, до, может быть, после, но то, что считаете нужным. Что вы цените киноискусствия в последних временах? Я ценю документальные фильмы очень сильно. И я не сильно, может быть, в тенденции современных. кино киноматографа, он советует посмотреть какой-то фильм «Бессонница». Я не знаю, что это за фильм, честно говоря. Может быть, Ольга знает. А в какой стране он снят или режиссер? Он говорит, что это советский режиссер, который жил за границей, или живет за границей. Ольга, вы знаете фильм такой «Бессонница»? Я слышала, но еще не видела. Обязательно посмотрим. Я найду тоже, да, найду, да, найдем. Вот он советует посмотреть. Да, он хочет посовет Оле сказать. Вот он говорит, что, Оль, используй, пожалуйста, воду в своих фирмах. Работай со светотенью и черно-белой съемки. И... Если тебе нравится моя подача с музыкой... то используй ее, и это будет шедеврально. Мне как раз хотелось сказать о музыке отдельно, что нужна отдельная передача. У вас настолько сложно структурная, алитро-музыкальная. Эта партитура ваша, которая вы устраиваете в фильмы, она достойна совершенно отдельного разговора, отдельной передачи. Такая она, сложно там так нежно всякие тайны встроены. Ты надо разбирать и наслаждаться. Да, он говорит, такой у тебя моментик при всех говорит. Говорит, что когда ты хочешь передать безмолвную сцену, то используй классическую музыку, громкую и яркую. Безмолвная сцена. Когда ты передаешь голоса или какие-то действия людей, то музыка должна быть тихая, и тональность ее должна быть высокая. Для того, чтобы... чтобы человек погрузился больше в действия человека, в слова, и через свое «я» посмотрел на происходящее. Потому что человеку важно проходить сквозь себя и смотреть на фильм своими глазами, в первую очередь, а потом уже глазами режиссера. Да, я в своем фильме сама очень тщательно готовилась к этому сценарии. И композитор из Италии бесплатно музыку написал в очаровом материале фильма. И мы с ним так работали, как с преддыханием. Я сама придумала голос дерева, он явился в осьме. Голос дерева, включила своим голосом и сама на счет этого все сделала. И с музыкальной точки зрения я слышу, что нам... Да, у меня бах, кстати. Бах, это твои утра, говорит. Но я тоже знаю, что он у меня был бы. О, фонорная хоральная прелюдия. В «Солярисе» Эдуард Артемьев переработал. Он ее ознал такие голоса. Вы столько шумов. Вы там только 20 шумов листвы искали. Но это просто потрясающе. Потому что все там звучит. Сознание «Соляриса», как его выразить? Как его выразить сознание «Соляриса»? И с воздушием звёзд земных и космических звёзд надо разделить. Да, он почему-то сейчас даёт образ, знаешь, когда идёшь по свежему снегу и он хрустит. Вот этот хруст снега. Он говорит, что вот тебе надо выразить вода за преломление, когда вода им меняет свою форму. Она может быть и жидкая, и твёрдая, и газообразная. Вот попробуй это выразить в музыке. Вот такое у тебя задание церковского. Я прямо почувствовал себя присутствующим на мастер-классе при общении двух мастеров в кино. Ну, мастер назвать еще как бы рано невозможно, но мастер у нас есть, великий мастер с нами. Да, благодарю отцы души, да. Буду тебя вести, я буду помогать, Унка. Ты только ей делай. Будь моими руками. Ваш куратор и наставник из Духовного мира теперь выяснила, что вот Андрей Тарковский. Ну не худший вариант, прямо скажем. У меня буквально осталось еще два или три вопроса, но считаю, что они тоже важны. Два из них будут такие духовные, но один вопрос не очень духовный. И вот я что хочу спросить. А вот скажите, пожалуйста, Андрей Арсеньевич, у нас скоро будет беседа, конференция запланирована, люди вопросы задают в телеграм-портале в специальной теме в Альцолоне. Это будет конференция с духом Ивана Ефремова, известного советского фантаста, который в частности написал Лизуя Бритвы. И вот я прочел вот информация в интернете, что вы о книге «Лезвие бритвы», вот когда прочли эту книгу, это считается великое произведение, роман, Ивана Ехремова, вы сказали, жалко, что никто не сказал ему, что он графоман. А можете как-то прокомментировать эти слова? Были ли они, если да, то? Много текста, по сути. То есть, мне больше нравится, как излагают Стургатский. Да, ну у вас действительно взгляды естественно свои, особые, специфические, в этом нет никаких. Ну то есть вы... Микак говорит, я сейчас духовного мира никак не могу выбрать, то есть это не значит, что кто-то лучше, кто-то хуже, то есть это просто точка зрения на момент жизни. Понятно, понятно. А сейчас она такая же или нет? Да, это точно. В духовном мире тут там по-другому, там нет возможности и даже желания что-то соизмерять, давать какую-то оценку. Я понимаю. И дальше как раз два вопроса оставшиеся. Они уже больше о духовном мире. Один такой. Вот считается у нас, что праведники такие на высоком уровне духи, они как-то и уходят в мир как-то легко. Тут высший мир. Ну а у вас-то был онкология, рак. И наверное это было связано со страданием. Все-таки уход. Или нет. Может я не знаю. Как это соотнести с тем, что дух вышел на такой высочайший уровень? Или как раз тут как раз связь есть. И поэтому и... как-то оно соотнесено, как вы прокомментируете? Знаешь, душа уходит по-разному, каждая душа выбирает как езжай. Рак это не человеческая, это космическая болезнь, это хороший способ получить опыт выхода. На самом деле для духа такой выход не самый худший. Чем ярче выход, тем она больше получает опыт. Поэтому для человека это скрыто воплощение, чтобы он не помнял свой травматичный опыт выхода и люди не помнят своих смертей. Это хорошо. Но я считаю, что это достаточно достойный выход из воплощения. И это просто говорит о том, что не смог до конца... принять не любовь, не любовь общественную в данном случае советского союза, вот это предательство из этого обвинения самого себя, вот это об этом говорит именно такой выход и для меня это урок и я его буду дальше проходить вероятно ну вот как раз по поводу дальше проходить а есть план воплощений в ближайшее время пока нету Я пока жду, пока мои друзья-коллеги выйдут из воплощений для того, чтобы, возможно, вместе спланировать будущее. Я бы хотела повторить опыт, может быть, не так, а по-другому, но в той же компании. Благодарю. Ну, у меня самый последний вопрос мой. Когда находятся двух на 24 уровне, мы об этом знаем, что там уже условно есть возможность заглянуть или даже войти, как мы говорим, в небесные миры, туда, где престол, но это все термины престол Творца, то есть, по сути, осознавать его. А вот можете вы как-то нам сказать, понятно, что словами, но хоть как-то, что такое Творец, ведь вы уже очень приближены к этим высочайшему уровню. уровня, 24 уровня. Поэтому я как-то говорю, что к Престолу еще как-то, наверное, я не знаю, где это, если он есть. По крайней мере, мне об этом не известно до сих пор. Это на Земле, наверное, об этом есть информация. Но что такое Бог? Это... Это безусловный свет, это свет творения. В этом состоянии ты чувствуешь потенциал твоего творения. Ты знаешь, что вот эта точка сингулярности, когда ты сможешь сотворить любое желание Бога, и ты готов служить Ему, вот это оно. И я готов служить. В любой момент я готов. И вот эта готовность помогает. мне чувствовать единение со всем происходящим в любой точке. универсума, мироздания, в общем, не только проявленного и непроявленного. То есть я знаю, что я просто готов и могу быть везде, где мне скажут. Благодарю, Андрей Арсеньевич. И я понимаю, что вопросы у нас завершились. И хочу просто предложить вам, если есть желание, может быть, еще что-то вы хотите добавить, обратиться ко всем. Если есть такое желание, пожалуйста. Каждому верить в себя, быть честным самим собой, нести свой свет достойно. Не нужно подстраиваться, не нужно искать выгоду. Если это против вашего внутреннего состояния, то оно, с моей точки зрения, моей жизни того не стоит. Конечно, есть разные опыты, и, возможно, вам нужен другой опыт. Но мой опыт жизни показывает, что когда я действую от души, от открытого сердца, когда иду согласно тому, куда меня просто тянет, толкает и не смотрю на преграды, на препятствия, на всё то, что мне пришлось пройти, это в дальнейшем даёт огромнейшие возможности реализации своего Духа. Пожалуйста, помните об этом. Ольге я хочу пожелать невероятных творческих успехов и реализации всех её задумок. И не грусти, убери ту боль, которая внутри тебя. Поверь, что боль не даёт двигаться вперёд. С одной стороны, она да, она помогает творить, она как бы запускает этот механизм творения, но не даёт тебя реализовать по полной. Вот у меня тоже не доволись пополна, я хотел больше. Поэтому желаю тебе не повторять моих ошибок, иди дальше. Благодарим от всей души. Я еще раз хочу поблагодарить Ольгу только благодаря ей. Эта важнейшая конференция состоялась, она и спонсорская, и прекрасные вопросы были у Ольги. Благодарю дух, ну прямо буду говорить, вас благодарю Андрей Иванович Тарковский, от всей души благодарю Марину за прекрасную передачу информации и вас, благодарю друзья всех тех, кто внимательно посмотрел эту очень важную, я убежден в этом для всех беседу. До новых встреч, дорогие друзья, во всех эфирах Альцована. До новых встреч! Всего доброго.